Выписка из ЕГРН
На сегодняшний день документом, содержащим развёрнутую информацию о жилье, производственном помещении или земельном наделе, выступает выписка из ЕГРН. Как показывает практика, её получением интересуются многие российские подданные, однако нередко процедура сопровождается определёнными трудностями, что объясняется банальным незнанием действующих правил и требований. Далее мы расскажем, что представляет собой этот документ, когда могут понадобиться сведения из ЕГРН, и какие требования предъявляются к потенциальным заявителям.
Содержание:
Что представляет собой выписка из ЕГРН
В век инновационных технологий многие процедуры претерпели существенные перемены, став гораздо проще и доступнее. Определённые изменения произошли и с документацией, касающейся зарегистрированной недвижимости. Ещё совсем недавно правообладателям приходилось дважды обращаться в уполномоченную организацию, заказывая кадастровый паспорт и регистрируя право собственности, а потом заказывать специальную выписку. Это приводило к ненужным временным и финансовым затратам, особенно если учесть, что обе процедуры были практически идентичными.
Сейчас ситуация в корне изменилась. Обе услуги оказываются одновременно, а единственным документом, подтверждающим наличие прав на недвижимость, свидетельствующим об отсутствии обременений и отражающим кадастровую стоимость, является выписка из ЕГРН.
В документе содержатся развёрнутые сведения об объекте, включая данные о собственнике, точный адрес участка или строения, схематичное изображение, кадастровая информация и многое другое. Если выписка заказывается на землю, то в схеме указываются границы надела, обозначаются ориентиры или ближайшие строения, что позволяет определить расположение и характеристики объекта с максимальной точностью.
Что нужно знать о получении выписки из ЕГРН
Ни для кого не секрет, что от оперативности получения документа зачастую зависит возможность заключения выгодной сделки, получения услуги или исход судебного заседания. Когда дело касается выписки из ЕГРН, важно учитывать, что её можно заказать несколькими способами, однако в каждом конкретном случае срок изготовления будет индивидуальным:
- Росреестр. При совершении персонального визита в ЕГРН, рассчитывать на выдачу готовой выписки можно через 3 суток. В этом случае риск форс-мажора будет минимальным, так как документы не придётся пересылать из одной организации в другую;
- МФЦ. Ещё один путь к заветной цели – посещение МФЦ. Здесь процедура окажется аналогичной предыдущему варианту, однако срок ожидания готовности может составить 5 – 9 суток, особенно если заявка подаётся накануне выходных или праздничных дней. После приёма бумаг у заявителя, специалисты центра отправляют их в ЕГРН. Через 3 дня готовая справка пересылается в отделение Мои документы;
- Портал Госуслуги. Тем, кто предпочитает получать услуги дистанционно, предлагается заказать выписку из ЕГРН через сайт Госуслуг. Отправка запроса подразумевает заполнение специальной формы и прикрепление требуемых документов. Единственная сложность заключается в том, что услуга доступна исключительно зарегистрированным пользователям. Средний срок изготовления документа – 72 часа;
- Сайт Росреестра. Процедура заказа и срок изготовления выписки идентичны предыдущему варианту, однако пользователю не нужно регистрироваться на портале. Достаточно заполнить электронную форму, оплатить услугу и дождаться готовности.
Выбор способа получения зависит от пожеланий получателя, однако важно понимать, что личное посещение организации подходит для тех случаев, когда требуется выписка, оформленная на бумажном бланке. Что касается использования возможностей интернет-ресурсов, то они позволяют заказать выписку в цифровом виде.
Если говорить о юридической значимости бумажного и цифрового вариантов, то никаких различий на этот счёт не существует. Обе выписки из ЕГРН имеют законную силу и могут быть использованы для получения услуг и совершения действий с недвижимостью. Единственное отличие заключается в том, что достоверность бумажного варианта подтверждается печатью выдавшей её организации и подписью специалиста. Что касается электронной выписки, то её подлинность удостоверяется при помощи ЭЦП.
Ещё один нюанс, который придётся принять во внимание лицам, желающим получить сведения из ЕГРН, касается финансовой стороны вопроса. Затребование данных из Росреестра подразумевает обязательную оплату госпошлины, размер которой напрямую зависит от юридического статуса получателя, формы и типа выписки.
В каких случаях потребуется выписки из ЕГРН
Ежедневно на территории Федерации совершаются сотни, а иногда и тысячи сделок с недвижимостью. Каждая из них сопровождается определёнными рисками, особенно если учесть стоимость квартир, естественные потребности человека в наличии жилплощади и прочие аспекты.
Особую нишу в вопросах, касающихся недвижимого имущества, занимает достоверность предоставляемых сведений. Продавец уверяет покупателя в том, что у объекта нет других собственников, или квартира абсолютно чиста от обременений, но так ли это на самом деле? Именно этот ответ и позволит выяснить выписка из ЕГРН. Если условно объединить все обстоятельства, при наступлении которых потребуется справка из Росреестра, и представить их в виде списка, то в перечень войдут:
- Отчуждение объекта любым из способов, предусмотренных в законе;
- Вступление в наследство;
- Оформление ипотеки или залогового кредита;
- Сбор документов для участия в госпрограмме;
- Судебные тяжбы;
- Оформление льгот, пособий и субсидий;
- Решение других вопросов, имеющих прямое или косвенное отношение к недвижимости.
Кто может получить выписку из ЕГРН
Всю информацию, которая хранится в базе ЕГРН, можно условно разделить на 2 категории:
- Общедоступная;
- Конфиденциальная.
При запросе открытых сведений в роли заказчика выписки может выступить любой человек или компания, заинтересованные в получении сведений из ЕГРН. Если говорить о закрытых данных, то они доступны исключительно собственникам и их официальным представителям, а также ведомствам, наделённым соответствующими полномочиями.
Когда от имени получателя действует его представитель, важно учесть, что услуга будет оказана в том случае, если вместе с остальными документами заявитель предъявит доверенность, имеющую установленную законом форму и зарегистрированную нотариально.
Сколько действует выписка из ЕГРН
При формировании пакета бумаг особое внимание всегда уделяется сроку действия каждого отдельного документа. Если говорить о выписке из ЕГРН, то следует отметить, что на законодательном уровне нет строгих ограничений, касающихся периода действия справки. Однако не стоит испытывать радости по этому поводу.
Реальность такова, что определённые требования и лимиты имеют место. Это обусловлено тем, что при совершении любого действия с недвижимостью, сведения, отражённые в выписке утрачивают актуальность, а значит, документ перестаёт быть действительным.
Стандартный срок действия выписки, при её подаче в государственные и коммерческие организации, составляет 30 дней. Исключением является обращение к нотариусу. В большинстве случаев, сотрудники нотариата принимают справки из ЕГРН, выданные не более 5 дней назад. Это объясняется тем, что при регистрации сделки обновлённые данные окажутся в базе через 6-9 дней, а значит, риск, что представленная информация утратит актуальность, окажется достаточно высок.
Когда могут отказать в выдаче выписки из ЕГРН
Как показывает практика, попытка получить выписку из ЕГРН, чаще всего завершается успешно. Отрицательный исход дела маловероятный, однако, имеет место. Отказ в выдаче документа зачастую обусловлен:
- Запрос оформлен некорректно;
- Отсутствует оплата пошлины;
- Заявитель затребовал конфиденциальную информацию, не имея соответствующих полномочий;
- За выпиской обратился представитель собственника, но требования, предъявляемые к оформлению доверенности, соблюдены не в полном объёме.
Что касается ситуаций, когда отказ в предоставлении услуги является необоснованным, то заявитель вправе подать жалобу руководству организации, в которую он обратился, либо урегулировать проблему в судебном порядке.